Заикание у детей: Причины и последствия

С проблемой заикания у детей, которая проявляется в вынужденных остановках или же в повторении некоторых слогов, сталкивается довольно большое количество родителей. В основном это несчастье настигает детишек дошкольного возраста.

Заикание у ребенка может происходить совершенно по разным причинам, которые мысленно можно разбить на два класса: предрасполагающие и производящие.

Своеобразной «почвой» для возникновения такой проблемы, как заикание у детей, можно считать:

  • Невропатическое отягощение папы или же мамы (инфекционные, соматические либо же нервные заболевания);
  • Невропатические особенности уже заикающегося ребенка (энурез, ночные детские страхи, эмоциональная раздраженность), а также его конституциональная предрасположенность;
  • Различные по периоду развития поражения детского головного мозга, возникающие из-за влияния множества вредных факторов, например: асфиксии, родовых травм;

Наследственная отягощенность.

А вот производящие причины заикания у ребенка могут различаться даже по своей природе:

Физиологические причины:

— различные травмы, например, сотрясение мозга или же родовая травма;

— истощение или же переутомление детской нервной системы из-за интоксикации или перенесенных заболеваний, негативно влияющих на нервные окончания, отвечающие за речь: рахит, тиф, корь, а также глисты и коклюш;

Психические, а также социальные причины:

-нарушения в формировании речи еще с детства: скороговорение, неправильное звукопроизношение, произнесение речи на вдохе, перегрузка малышей речевым материалом сложным для их возраста и мышления и даже нервная и быстрая речь его родителей;

-заикание у детей может вызвать и резкая психическая травма, к примеру, страх или же испуг; ошибки родительского воспитания во всех проявлениях, а также длительное психическое напряжения из-за постоянных негативных эмоций и неразрешенных конфликтов;

-тяжелая и острая психическая травма из-за сильных и неожиданных потрясений, которые могут вызвать либо дикую радость, либо состояние ужаса;

-полиглоссия может возникнуть, если маленький ребенок «с пеленок» овладевает сразу несколькими языками и на одном из них начинает заикаться;

-переучивание леворукости с вечными указаниями и напоминаниями могут довести ребенка до настоящего невропатического, а также психопатического состояния, провоцирующего заикание у ребенка;

-подражание заикающимся может быть пассивным, когда малыш и впрямь бессознательно начинает заикаться, слыша заику, а также активным, когда ребенок специально копирует заикающихся;

— неверное отношение педагога к ученику (чрезмерная суровость и строгость, а также неумение раскрыть ученика) могут действительно вызвать заикание.

Как понять, что ребенок начал заикаться?

  • Малыш вдруг умолкает и наотрез отказывается говорить. Такой момент может продлиться лишь пару часов, а может затянуться и на сутки. Начав говорить снова, ребенок уже заикается. Если же обратиться к врачу в период молчания, то возможно предотвратить заикание у детей;
  • Вставление в момент речи лишних звуков перед некоторыми словами, начинающимися на «а» или же «и»;
  • Повторение либо первых слогов, либо даже целых слов постоянно в самом начале фразы;
  • Вынужденные паузы не только в середине фразы, но и слова;
  • Запинки перед началом говорения.

Как логопед обследует заикающихся деток?

Заикание у детей обследуется очень тщательно. Начинают еще с дородового периода: и мамин возраст, и ее психическое здоровье, и заболевания, как матери, так и отца, а также само течение беременности.

Беседуя с родителями, доктор выясняет мельчайшие подробности речевого развития малыша, начиная с первых звуков и младенческого лепета до первых слов и фраз. Также, выясняется и привычный для него темп речи, а также наличие либо отсутствие особенностей поведения при общении со своим речевым окружением, о котором также важно поговорить, чтоб логопед узнал, есть ли среди этих людей заики либо слишком быстро говорящие люди.

Заикание у ребенка также напрямую зависит от домашнего воспитания, врачу важно знать особенности отношения родителей к малышу, имеет ли там место заласкивание или, наоборот, запугивание, потакание капризам или физические наказания. Кроме того, важна и помощь в формировании у малыша правильной речи с опасностью перегрузки его речевых и мыслительных возможностей, либо, наоборот, из-за недостатка контроля его речевого развития и правильного произношения.

Очень важно, чтоб родители четко знали, когда именно, в какой момент могло возникнуть заикание у детей и каковы его возможные причины. Не менее важны особенности его проявления, а также, в каких ситуациях детишки особенно часто заикаются. Ну и, конечно, нужно знать отношение каждого отдельного ребенка к своему речевому дефекту.

Затем врач проводит целый ряд экспериментов и тестов с малышом, чтоб оценить степень сложности и серьезности этого речевого недуга. Проще всего вылечить заикание еще в раннем детстве до 4-ьох годиков, однако об этом лучше прочесть в статье «Лечение заикания у детей».

Как вести себя с заикающимся ребенком?

Прежде всего, таким деткам нужен индивидуальный подход, а также правильный речевой, да и общий режим и, конечно, дружеская и спокойная атмосфера в семьях:

  • Не читайте ребенку много книжек, особенно страшных;
  • Пусть ребенок не злоупотребляет телепередачами, чтоб не переутомиться;
  • Не потакайте всем прихотям малыша;
  • Не перегружайте свое чадо массой впечатлений одновременно;
  • Не запугивайте и не наказывайте ребенка, особенно важно, не оставлять его одного в плохо освещенном помещении;
  • Говорите с малышом плавно и четко, без спешки, но и не по слогам;
  • Родители должны относиться к своему чаду всегда одинаково ровно и требовательно. На пользу пойдет сближение таких детишек с правильно говорящими и уравновешенными ребятами, чтоб общаясь с ними, они учились правильной размеренной речи. Для заикающихся деток подходят игры с хоровыми ответами;
  • Учителя должны знать, что заик лучше спрашивать хорошо и правильно ответившего ученика, но никак не первыми. В случае запинки педагогу стоит помочь произнести школьнику фразу правильно или вообще переключить его внимание на иной вопрос;
  • Запишите свое чадо танцы, уроки музыки и пения, — это все развивает и правильное речевое дыхание, и чувство ритма и темпа;
  • Попробуйте привлечь ребенка к бесплатным играм приключениям, которые смогут его заинтересовать, однако, стоит помнить, что такие игры должны быть развивающими, а также, расслабляющими, что бы ребенок был всегда спокоен, ведь только в спокойствии, он сможет самостоятельно излечить свой недуг.

Не бойтесь отвести свое чадо к доктору, и вскоре вы непременно услышите его звонкий голосок, льющийся как ручеек без единой запинки.

Прокомментировать: