Приучаем ребенка к аккуратности
Аккуратность — это не только чистая одежда, расчёсанные волосы, вымытые руки. С приходом в школу понятие аккуратности для ребёнка существенно расширяется. Тут уже хорошая одежда и опрятный внешний вид играют больше второстепенную роль, нежели главную.
Начиная с первого класса его нужно обучать новым правилам:
— складывать школьные принадлежности в портфель так, чтобы они не портились и не мялись;
— правильно организовать рабочее место и содержать его в порядке;
— бережно относиться к тетрадям, учебникам и школьному имуществу;
— выполнять обязанности дежурного и содержать классное помещение в чистоте;
— аккуратно выполнять классные и домашние задания;
— помнить о санитарно-гигиенических требованиях.
Особая роль в воспитании аккуратности принадлежит учителю. Именно он должен рассказывать, показывать и прививать детям правила аккуратности. Обязанность родителей — поддерживать требования учителя, контролировать и помогать ребёнку их осваивать.
Привитие аккуратности происходит постепенно, а отработка длится не один месяц. Для знакомства с правилами и требованиями, для закрепления умений можно применять различные методы и формы работы:
— демонстрацию (учитель показывает последовательность сбора ранца, расположение предметов на рабочем месте, правильно и аккуратно выполненную работу в тетради, правила исправления ошибок…);
— практические занятия (укладывание вещей в ранец, организация рабочего места, мытьё рук, складывание одежды при переодевании на урок физкультуры, оформление работ в тетрадях …);
— беседы со всем классом и индивидуальные беседы по правилам аккуратности;
— тематические внеклассные мероприятия (классные часы, утренники, починка книг и мебели, уборка классного помещения …);
— экскурсии (в гардероб, библиотеку, медкабинет …)
— конкурсы, викторины;
— выставки тематических рисунков, тетрадей, учебников;
— совместная выработка памяток и наглядного материала с размещением в классном уголке;
— факультативные занятия по здоровому образу жизни;
— просмотр видеоматериала и его обсуждение;
— чтение и анализ тематической художественной литературы.
На первых порах дети всё делают так, как привыкли раньше, до школы (кто-то аккуратно, а кто-то небрежно). Только общими усилиями учителей и родителей процесс воспитания аккуратности пройдёт быстро и безболезненно Помощь родителей в данном вопросе неоценима. Им необходимо:
— Контролировать процесс сбора в школу. Нельзя за ребёнка собирать ранец и одевать его. Пусть он делает это сам.
— Ежедневно анализировать качество выполнения работ (сначала поделок и рисунков, позже письменных заданий), высказывая своё мнение, показывая радость или огорчение.
— Помогать в трудных ситуациях, если ребёнок сам не справляется.
— Вместе обсуждать проблему и искать выход из неё.
— Поощрять старания и успехи ребёнка.
С первого дня учёбы в школе надо приучать ребёнка к пониманию того, что за какую бы работу он не брался, будь то рисунок, поделка, задание по письму или математике, ведение дневника — всё должно выполняться аккуратно. Задача учителей и родителей: научить и приучить ребёнка к аккуратности во всех областях школьной жизни.