Приучаем ребенка к аккуратности


Приучаем ребенка к аккуратностиАккуратность — это не только чистая одежда, расчёсанные волосы, вымытые руки. С приходом в школу понятие аккуратности для ребёнка существенно расширяется. Тут уже хорошая одежда и опрятный внешний вид играют больше второстепенную роль, нежели главную.

Начиная с первого класса его нужно обучать новым правилам:

— складывать школьные принадлежности в портфель так, чтобы они не портились и не мялись;

— правильно организовать рабочее место и содержать его в порядке;

— бережно относиться к тетрадям, учебникам и школьному имуществу;

— выполнять обязанности дежурного и содержать классное помещение в чистоте;

— аккуратно выполнять классные и домашние задания;

— помнить о санитарно-гигиенических требованиях.

Особая роль в воспитании аккуратности принадлежит учителю. Именно он должен рассказывать, показывать и прививать детям правила аккуратности. Обязанность родителей — поддерживать требования учителя, контролировать и помогать ребёнку их осваивать.

Привитие аккуратности происходит постепенно, а отработка длится не один месяц. Для знакомства с правилами и требованиями, для закрепления умений можно применять различные методы и формы работы:

— демонстрацию (учитель показывает последовательность сбора ранца, расположение предметов на рабочем месте, правильно и аккуратно выполненную работу в тетради, правила исправления ошибок…);

— практические занятия (укладывание вещей в ранец, организация рабочего места, мытьё рук, складывание одежды при переодевании на урок физкультуры, оформление работ в тетрадях …);

— беседы со всем классом и индивидуальные беседы по правилам аккуратности;

— тематические внеклассные мероприятия (классные часы, утренники, починка книг и мебели, уборка классного помещения …);

— экскурсии (в гардероб, библиотеку, медкабинет …)

— конкурсы, викторины;

— выставки тематических рисунков, тетрадей, учебников;

— совместная выработка памяток и наглядного материала с размещением в классном уголке;

— факультативные занятия по здоровому образу жизни;

— просмотр видеоматериала и его обсуждение;

— чтение и анализ тематической художественной литературы.

На первых порах дети всё делают так, как привыкли раньше, до школы (кто-то аккуратно, а кто-то небрежно). Только общими усилиями учителей и родителей процесс воспитания аккуратности пройдёт быстро и безболезненно Помощь родителей в данном вопросе неоценима. Им необходимо:

— Контролировать процесс сбора в школу. Нельзя за ребёнка собирать ранец и одевать его. Пусть он делает это сам.

— Ежедневно анализировать качество выполнения работ (сначала поделок и рисунков, позже письменных заданий), высказывая своё мнение, показывая радость или огорчение.

— Помогать в трудных ситуациях, если ребёнок сам не справляется.

— Вместе обсуждать проблему и искать выход из неё.

— Поощрять старания и успехи ребёнка.

С первого дня учёбы в школе надо приучать ребёнка к пониманию того, что за какую бы работу он не брался, будь то рисунок, поделка, задание по письму или математике, ведение дневника — всё должно выполняться аккуратно. Задача учителей и родителей: научить и приучить ребёнка к аккуратности во всех областях школьной жизни.